МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Надвратная колокольня

p1020673

Надвратная колокольня

1720-1730 г.

Главный вход ансамбля выражает традиционную для православной архитектуры символику ворот, овеществляющую слова Христа: «Аз есмь дверь: кто войдет мною, тот спасется» (Ин.,10,9).

Надвратная колокольня, выстроенная предположительно в 1720-30-е гг., представляет собой вертикальную объемную композицию динамичных пропорций, состоящую из четырех ярусов общей высотой 36 м: двух четвериков и двух восьмериков, завершающихся восьмигранным шатром (первоначально с черепичным покрытием), увенчанным луковицей на тонкой шее. Размер нижнего четверика в плане – 6,8?8 м, в нем устроены два разновеликих арочных прохода. Второй четверик прорезан большими оконными проемами, освещающими небольшое помещение. Следующий восьмерик украшен большими нишами. Верхний восьмерик – арочный звон с деревянным ограждением. В толстых стенах четвериков сделана лестница, открывающаяся в третьем ярусе, где она размещена по периметру наружной стены восьмерика. На восточной стене четвертого яруса ранее находились часы. В 1850-е гг. были заложены арки третьего яруса, а шатер закрыт луковичным куполом (снят в 1980-е гг.).

image002Упрощенный декор фасадов колокольни отчетливо характеризует архитектуру переходного периода. Здесь были использованы архаические элементы, унаследованные из 17 в.- поребрик, подчеркивающий циркульные арки входов; городки карниза нижнего четверика; простые полочки других междуэтажных карнизов; шатер; здесь также присутствуют детали, привнесенные петровским барокко: наличники проемов второго яруса с ушками и замковым камнем; утроенные пилястры. Данная столпообразная шатровая композиция, символизирующая сень над сакральным местом, нисходящую божественную благодать, а также и столп (жилище столпников, Столп Премудрости) восходит к колокольням середины 16 – начала 17 вв.

Один из ее ранних прототипов – колокольня Благовещенской церкви в волжском селе Красное (1592): на высоком четверике с арочным проходом – короткий арочный восьмерик и островерхий шатер с главкой. Другой близкий пример – колокольня церкви Николы в Нижнем Новгороде (мастер С. Задорин, 1656), имеющая близкие пропорции, а также ряд шатровых колоколен 17 в. в Суздале, Солигаличе, Осташкове и др. Вероятно, Макаровским строителям была известна московская Сухарева башня, являвшаяся в начале 18 в. образцом для многих построек. Обращает на себя внимание сходство пропорций объемной композиции Макаровской колокольни и восьмерика этой башни, увенчанной шатром. Существовали аналоги колокольни и чуть позже, в период ее строительства: весьма близки объемные формы, пропорции и декор колокольни Успенского монастыря в Колоцке близ Гжатска, колокольни церкви Косьмы и Дамиана в Кадашах.

makarovka_1-1

Тем не менее, Колокольня над Святыми монастырскими воротами – архитектурный тип, характерный для 18-19 вв. (в 17 в. колокольни ставились чаще у соборов, а ворота не акцентировались, они символизировали «тесные врата спасения», связывавшие мир с замкнутой средой монастыря). В 18 в. акцент переносится с собора на вход в монастырь, колокольня превращается в притягивающий мирян маяк.

 

Православный календарь



  • Общецерковные новости

  • Архивы

    • 2017 (81)
    • +2016 (28)
    • +2015 (45)
    • +2014 (80)
    • +2013 (79)
    • +2012 (79)