МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Свт. Николай Сербский. Евангелие о безсилии неверия и силе веры

Предлагаем вашему вниманию статью насельника Иоанно-Богословского мужского монастыря иеромонаха Максима(Попова)

Свт. Николай Сербский предлагает вниманию читателя беседу на 72 зачало Евангелия Мф. 17:14-23. Он напоминает  нам о том, что все народы на земле веровали, что есть мир духовный и есть духи невидимые. «Но многие народы обманывались в том, что приписывали злым духам большую силу, чем добрым и со временем злых духов провозгласили богами, воздвигали им храмы, приносили жертвы и молитвы и во всем полагались на них»[1]. Святитель Николай подчёркивает одну важную особенность: когда на землю пришел наш Господь Иисус Христос, почти все народы верили в силу зла и слабость добра.  В то время злые силы настолько возобладали в мире, так что даже Сам Христос называл их предводителя князем мира сего.

Иисус Христос древнее и всеобщее верование в духов не только не уничтожил, но и подтвердил. Он показал духовный мир таким, каким он есть, а не каким представлялся людям по наветам диавольским. «Единый благий, премудрый и всемогущий Бог является властителем миров духовного и физического, видимого и невидимого. Добрые духи суть ангелы, и трудно исчислить их множество. Добрые духи, или ангелы, несравнимо сильнее злых духов. Злые  духи на самом деле и не имеют сил учинить что-либо, чего бы не попустил им Всевышний Бог»[1].

Апостол и евангелист Матфей говорит о человеке, который подошёл к Христу, «кланяяся Ему и глаголя: Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется и зле страждет» (Мф 17:14-15). Сын этого человека часто бросался в огонь и в воду. Из описания этого события евангелистами Марком  и    Лукой мы узнаём некоторые подробности о болезни отрока. Евангельский текст говорит, что он был один сын у отца (Лк 9:38) и одержим духом немым (Мк 9:17).  Когда злой дух схватывает его, то повергает на землю, и отрок вскрикивает, испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет.

Из повествования евангелиста Матфея мы видим, что беснование отрока происходит именно в новолуние. Возникает вопрос: чем новолуние виновато в болезни человеческой? Если оно вызывает беснование и немоту у одного человека, почему оно не вызывает повреждение у всех людей? Владыка Николай  даёт ответ: «Зло не в луне, но в злом лукавом духе, прячущемся и обманывающем человека: он обвиняет луну, дабы человек не обвинил его. Он также хочет этим достичь и того, чтобы человек решил, будто все творение Божие – зло, будто зло человеку приносит природа, а не злые духи, отпавшие от Бога»[2]. В Боге нет зла. Вне диавола и греха вообще не существует никакого зла, поэтому виной страданий и мук отрока была  не луна, а сам злой дух.

Встреча Иисуса Христа с человеком, просящим об исцелении отрока, произошла после возвращения с горы, на которой произошло преображение Господа. Отец отрока, не найдя Христа, привел своего сына к ученикам Христовым, но те не смогли ему помочь. Евангелист Матфей повествует: «И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его изцелити» (Мф 17: 16). Среди этих учеников отсутствовали трое: Петр, Иаков и Иоанн, так как они были с Господом на горе Фаворской во время Его преображения, и вместе с Ним они  сошли с горы. Святитель Николай поясняет неудачу апостолов в исцелении отрока: «Они не смогли помочь ему, во-первых, по своему собственному маловерию, во-вторых, по маловерию самого отца, а в-третьих, по совершенному неверию присутствовавших книжников. Ибо сказано, что тут были и книжники, спорящие с учениками. А что вера отца была слабою, видно из слов, с которыми он обращается ко Христу: «…но аще что можеши, помози нам, милосердвовав о нас» (Мк 9:22).<…> Значит, он должен был совсем немного слышать о силе Христовой, раз так говорит Всемогущему. Его слабую веру еще больше ослабило безсилие апостолов, не сумевших ему помочь, а также, скорее всего, и злобная клевета книжников на Христа и его учеников»[3].

Святитель Николай отмечает важнейший момент в словах Спасителя: «О, роде неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе терплю вам?» (Мф 17:17). Этот укор Господь обращает ко всем вообще, всем неверным и развращенным во Израиле;  всем, пред Ним стоящим: к отцу болящего, к ученикам, а особенно – к книжникам. Что надо понимать под словами род неверный? Это  «род, покоряющийся злу (то есть диаволу), крепко верящий в силу зла и рабски служащий злу; противящийся добру (то есть Богу), слабо верующий или вовсе не верующий в добро.<…> Неверие есть следствие, развращенность – причина. Неверие – дружба с диаволом, а грех, или развращенность – путь, которым доходят до такой дружбы. Развращенность – отпадение от Бога, а неверие – тьма, слабость и ужас, в которые впадает отпавший от Бога человек»[4]. Тем не менее, Господь осторожно подбирает слова к больным и маловерным людям. Он не обличает никого лично, но говорит в целом. Потому, что Он хочет не судить людей, но пробудить их. Владыка Николай делает важный вывод из описываемой ситуации, который имеет отношение и к нашему времени: «Если бы теперешние люди только обуздали и укротили свой язык и перестали словом наносить друг другу личные оскорбления, половина всякого зла в мире исчезла бы и половина злых духов была бы изгнана из среды людей»[5].  

Обращаясь лично к просителю, Христос разговаривает с ним не строго, а заботливо и снисходительно: «еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему» (Мк 9:23). Такие забота и снисходительность Христовы произвели    ожидаемое действие. Отец отрока заплакал и воскликнул со слезами: «Верую, Господи! помози моему неверию» (Мк 9:24). Свт. Николай Сербский  поясняет евангельский текст: «Эти слова показывают, что человек без Божией помощи не может стяжать даже веры. Своими силами человек может стяжать только маловерие, то есть веру и в добро, и во зло, или, иначе говоря, сомнение и в добре, и во зле. Но от маловерия до истинной веры – долгий путь. И путь сей человек не может пройти, если его не поддержит десница Божия»[6].

Евангелист Марк кратко и ясно описывает изгнание Христом беса из отрока: «Видев же Иисус, яко срищется народ, запрети духу нечистому, глаголя ему: душе немый и глухий, аз ти повелеваю, изыди из него и ктому не вниди в него» (Мк 9:25). Господь приказывает духу нечистому не только выйти, но    больше не возвращаться и больше не входить в долго мучимого отрока. Эти слова означают, что человек и после очищения может снова навлечь на себя нечистоту.  Такое действие возможно, если  покаявшийся и Богом помилованный грешник вновь возвращается к своему старому греху. Тогда изгнанный из человека бес может возвратиться и снова войти в человека.

А когда ученики остались наедине со Христом, то спросили Его: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: «За  неверствие ваше; аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно  горушно, речете  горей сей: «прейди     отсюду тамо»,  и прейдет; и ничтоже  невозможно будет вам» (Мф 17:20). Таким образом, причиною безсилия является неверие. Вывод: чем больше веры, тем больше сил; чем меньше веры, тем меньше и сил.

Апостолы из-за каких-то своих прегрешений тоже утратили данную им силу и власть. Но эту утраченную силу может возвратить только вера, вера и ещё раз вера. Владыка Николай приводит в пример Господа Иисусу Христа: «Почему же тогда Сам Господь не передвигал горы? Потому что в этом не было нужды. Он совершал только те чудеса, которые были нужны и полезны людям для их спасения. Но разве передвигать горы – большее чудо, чем делать воду вином, умножать хлебы, изгонять бесов из людей, исцелять всякую болезнь, ходить по воде, укрощать одним словом или мыслью морские бури и ветры?»[7]

Последние слова Христовы в рассматриваемом Евангельском чтении словно и не связаны с описанным событием: Господь начинает говорить апостолом о Своих страданиях и о Своём воскресении. Свт. Николай Сербский заканчивает свою беседу весьма поучительно: «Господь в присутствии Своих учеников предсказывает нечто самое невероятное внешне: чтобы пробудить их веру в то, что свершится, чтобы научить их веровать Его словам. Имея веру с горчичное зерно и менее, каждый человек в этом мире может с готовностью встречать всякого рода страдания, уверенный, что в конце концов наступит воскресение. Всю славу мирскую и все похвалы человеческие мы должны почитать тщетою»[8]. Христос, учит нас, чтобы мы после величайшей славы, хвалы и почестей мирских были готовы принять крест. Праведники получат свою награду в Царстве Небесном!

[1] Николай (Велимирович), епископ. Беседы URL:https://www.goldenship.ru/load/n/ nikolaj_velimirovich/besedy/294-1-0-1363

[1] Там же.

[2] Там же.

 

[3] Николай (Велимирович), епископ. Беседы

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Николай (Велимирович), епископ. Беседы

[7] Там же.

[8] Там же.

 

 


  • Архивы

    • 2024 (4)
    • +2023 (28)
    • +2022 (10)
    • +2021 (14)
    • +2020 (28)
    • +2019 (63)
    • +2018 (1)
    • +2017 (88)
    • +2016 (28)
    • +2015 (63)
    • +2014 (80)
    • +2013 (81)
    • +2012 (81)
    • +2011 (8)
    • +2005 (1)
    • +2004 (2)