МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Иеромонах Максим (Попов). Успенский пост.

14 августа 2019 года.  Успенский пост единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в тех отношениям с ближними, где они утеряны. В отличие от Великого и Петрова поста, Успенский имеет непереходящие, фиксированные даты. По новому стилю он начинается 14 августа и длится всего 2 недели, завершаясь 28 числа того же месяца праздником Успения (последний день поста – 27 августа). 

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. Успенский пост – традиция, установившаяся уже в первые века христианства. Ещё папа Римский святой Лев I Великий (440 – 461) обозначил даты Успенского поста и других трёх длинных православных постов. Окончательно даты поста установили в 1166 г. на Константинопольском Соборе, проходившем под председательством патриарха Луки.

Время Успенского поста отмечено тремя Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) праздниками: начало поста – Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, середина – Преображением Господним, в первый день попразднства  Успения – памятью перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя.

14 августа – первый день Успенского поста, Происхождение (изнесение) Древа Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Этот день называют ещё Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними). По завершении Литургии совершается малое освящение воды и мёда нового урожая. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года.

19 августа – Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. По заамвонной молитве в этот день освящают виноград, если он есть,  и яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.

29 августа – день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа, Третий, Хлебный или Ореховый Спас. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая. Сам праздник находится уже вне Успенского поста, но нередко бывает, что именно в этот день Устав разрешает на последующее за постом разговение, если само празднование Успения Богородицы выпадает на постные дни – среду или пятницу.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно Она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, Она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

По церковному преданию Богородица заранее узнала о времени Своего перехода из этого мира. Однажды, когда Она гуляла по Гефсиманскому саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил, что через три дня Ей предстоит перейти в вечную жизнь. Она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой. По молитве Богоматери случилось так, что в Иерусалим ко времени Её Успения из дальних стран чудесным образом стали собираться апостолы. В день, когда должно было совершиться Успение Божией Матери, в третьем часу во время общей молитвы с Небес сошел сам Господь, окружаемый архангелами и ангелами. Без всякого страдания и с улыбкой на лице Богородица преставилась ко Господу.

Торжественное преставление Божией Матери мы называем не «смертью», но именно «Успением», преставлением к лучшей и нескончаемой жизни, и здесь можем подводить для себя итоги уходящего церковного года, как в житейском, так и в духовном смысле. Ведь, собирая плоды для поддержания телесного, следует задуматься, обрели ли что полезное и для души, положили что-то или нет в нетленную «сокровищницу будущего века».

Конечно, мир, который нас окружает, практически не позволяет ограничить количество информации, ежедневно проникающей в наше сознание. Этот постоянный информационный шум расстраивает нервы, рассеивает внимание. Но пост может стать как раз тем временем, когда человек способен с Божией помощью сосредоточиться на духовной составляющей своей жизни.

14 августа 2019 г.

 


  • Общецерковные новости

  • Архивы

    • 2019 (40)
    • +2018 (1)
    • +2017 (88)
    • +2016 (28)
    • +2015 (63)
    • +2014 (80)
    • +2013 (81)
    • +2012 (81)
    • +2011 (8)
    • +2005 (1)
    • +2004 (2)