МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Игумен Роман (Невский): Угроза обмирщения монашеского делания в современных условиях (о необходимости устоять в сложившейся ситуации)

25 ноября 2019 года. Мы продолжаем публиковать доклады участников работы  монашеской секции «Подвиг в жизни монаха (борьба со страстями – война в мирных условиях)». Предлагаем вашему вниманию доклад игумена Романа (Невского) – настоятеля Александро-Невского мужского монастыря, Саранской епархии: УГРОЗА ОБМИРЩЕНИЯ МОНАШЕСКОГО  ДЕЛАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (О НЕОБХОДИМОСТИ УСТОЯТЬ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ)

Перед тем, как перейти к основной теме доклада, необходимо напомнить, в чем суть монашеского делания, как его понимали, к примеру святые отцы Церкви. Святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге «Приношение современному монашеству» пишет об этом так: «Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить её с волею Божиею, освятить этим соединением. Воля наша, в состоянии падения, враждебна воле Божией; она по слепоте своей и по состоянию вражды к Богу постоянно усиливается противостоять воле Божией. В отречении от своей воли для наследования воли Божией заключается отречение от себя, заповеданное Спасителем, составляющее необходимое условие спасения и христианского совершенства»[i]. Древние преподобные иноки называли монашеское жительство евангельским жительством. Святой Иоанн Лествичник о монашествующих пишет так: «Монах – тот, кто во всяком месте и деле, во всякое время, руководствуется единственно Божиими заповеданиями и Божиим словом». Преподобный Серафим Саровский говорил: «Надо так приучить себя, чтоб ум как бы плавал в законе Господнем, которым, руководствуясь, должно управлять жизнь свою». Святитель Игнатий дополняет: «Истинное христианство и истинное монашество заключаются в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы не была наружность. Основывая жительство на евангельских заповедях, вместе с тем должно избрать в местопребывание себе монастырь, наиболее удалённый от соблазнов. Они (соблазны) низвергнули в пропасть падения и святых пророков, и святых епископов, и святых мучеников, и святых пустынножителей. Тем более мы, страстные и немощные, должны принимать все меры предосторожности и охранять себя от влияния на нас соблазнов»[ii].

Все мы, принявшие монашество, в чине монашеского пострига давали обеты Богу о хранении девства, о пребывании в послушании и нестяжании. К сожалению, условия существования современного монашества, за большим исключением, практически исключают возможность несоприкосновения с жизнью общества и царящими в нём соблазнами, соответственно создавая немалую опасность в хранении тех самых обетов. Современный быт человека, включая и монашествующих, обусловлен использованием различных продуктов современных достижений в различных областях его жизнедеятельности. К тому же, в наших условиях совершенно иначе, чем ранее, протекает юридическое и финансовое взаимодействие с государством религиозных структур. Это создаёт соответствующие трудности в деле выполнения монашествующими своих непосредственных задач и послушаний. А главным здесь является молитва и богослужение. Вместо того, чтобы большую часть душевных и физических сил монашествующие тратили на вышеозначенное, они параллельно должны успевать закрывать и все вопросы, связанные со взаимодействием с обществом. Конечно, все эти проблемы менее присущи большим обителям, где большая часть братии и сестер трудятся на внутремонастырских послушаниях, а вопросы по взаимодействию с государством и обществом берет на себя административная верхушка монастыря во главе с игуменом обители. Нельзя здесь не отметить и положительного результата от огорожения мест проживания братии от посещающих монастырь паломников и окормление их специально назначенной братией. Но это всё в минимуме. К сожалению, большинство насельников в мужских и женских монастырях нашей Церкви едва превышает 10 человек, а то и меньше. Есть монастыри, где игумен живет один. И вот здесь стоит острый вопрос. Как совмещать исполнение монашеских обетов и послушаний, а так же качественное проведение богослужений со всем тем кругом вышеозначенных проблем, которые малочисленная братия обители должна решать? Что делать, когда богослужение, хоть даже и постоянно совершающееся, в сознании начинает переходить на второй план, когда решение многочисленных задач по обители, легшее на плечи малого братства, отвлекают на молитве? Как при всём при этом не потерять душевный мир и не впасть в уныние и отчаяние? Перед тем, как всё-таки ответить на эти серьёзные вопросы, которые ставит перед монашествующими нашего времени современные условия существования, хотелось бы сказать и об ещё одной проблеме. А именно, со служащими монашествующими на приходах. Эта тема предварительно обсуждалась на проходившей 13-14 ноября сего года на монашеской конференции в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Действительно, хотим мы этого или не хотим, надо признаться, что во внутреннем душевном и внешним устроением жизни, между монастырским и приходским монашеством имеется разница. И здесь всё связано с самостоятельностью. Нельзя конечно здесь констатировать, что жизнь на приходе обязательно губительно действует на жизнь монашествующего. И тому есть хорошие примеры недавнего прошлого – иеросхимонах Сампсон (Сиверс), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Серафим (Тяпочкин) и многие др. Хотя часть из них не по наслышке знала, что такое монастырская жизнь в монастыре. Но то были времена далёкие, со своими трудностями, в преодолении которых в основном приходилось сталкиваться с подвигом исповедничества. И они выстояли в том нелёгком противостоянии с безбожной властью. Сейчас времена иные, гонений нет, власти порой даже способствуют возрождению разрушенных святынь, но современное монашество столкнулось, в сфере его иноческого делания, с угрозой обмирщения. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, правильно отметил, что одними указами проблему не решить. Как перевести на постоянное жительство в монастырь иеромонаха, который 20-30 лет служил на приходе и совершенно не знает монастырской жизни? И это, конечно, делать нельзя. Как говориться: «Насильно мил не будешь». У таких священников свой подвиг, своё монашеское делание, и да укрепит их Господь в их служении посреди стольких соблазнов мира. Ведь мы, монастырские, всё-таки отделённые от мира какой-никакой, а стеной и скреплённые узами братства, не можем себе и представить, как бы мы совладали с собой, оказавшись сами на приходском служении. Мы должны ценить то, что имеем. Но и ситуации бывают разные. К примеру, много приходов, где населения очень маленькое, куда семейного священника просто не определишь, и здесь приходится полагаться на необременённого семейными обязанностями священноинока. Конечно, сюда никак нельзя назначать молодого неопытного монаха, хотя, как мы знаем, и опытные падали. Но это всё-таки надёжней.  Возможно, со временем, ситуация изменится, хотя предпосылок к этому пока не видно. Об этом говорит ситуация с сокращением обучающихся в духовных школах. Там где раньше непросто было пройти конкурс и сдать вступительные экзамены, ситуация  изменилась не в лучшую сторону. Кроме всего вышесказанного, имеется ещё одна серьёзная проблема в прохождении монашеского делания совеременными иноками. А это современные средства связи и получения информации. Не сами они плохи по себе, а качество получаемой через них информации. От открыто пропагандируемого греха можно всё-таки устраниться. Беда состоит в том, что уже с юности человек, имея возможность получать любую инфрмацию и в любом количестве, начинает испытывать недоверие к окружающим. Сначала к родителям, а затем и к преподавателям. Сейчас легко поймать любого человека на незнании чего либо. А потом такой человек приходит в монастырь. И что можно говорить здесь ему об отсечении свой воли, о послушании? Он же всё знает, он всё проверяет и во всём разбирается, даже «научить» может. А ведь в деле послушания и отсечения своей воли, святые отцы всегда руководствовались основным необходимым условием – послушание не должно склонять человека ко греху. Они понимали, что только научившись отсекать свою волю, даже порой на не имеющих видимого смысла послушаниях, можно закалить свой дух, который потом обязательно устоит в искушениях. Какой здесь выход? Сказать трудно. По крайней мере, на проходившей в прошлом году конференции в Сарове, вопрос этот поднимался, но ответа на него так и не нашли. Однозначно только, что одними запретами здесь дело не решить. Видимо с этой и другими опасностями, встающими на пути иноческого делания, монашествующим по большей части придется учиться на своих ошибках.

Подводя итог вышесказанному, хочется закончить свой доклад цитатой святителя Игнатия Брянчанинова: «Бесконечная благость и премудрость Божия устроила для спасающихся так, что все искушения, какие бы то ни было, приносят истинным рабам и служителям Божиим величайшую пользу, могущественно вспомоществуют им в деле спасения и духовного преуспеяния. Падшее естество, извергая из себя  в разнообразных видах грех, здесь разумеется грех не деятельный, а в помыслах, в ощущениях сердца и тела, и препираясь с Евангелием, доставляет, при свете Евангелия, подвижнику опытное и подробное понятие падения; как его собственного, так и общего всему человечеству, доставляет опытное познание необходимости Искупителя. Мир, искушая подвижника, доставляет ему опытное познание, как земная жизнь превратна и обманчива. Человеки, искушая подвижника, доставляют ему возможность соделаться исполнителем возвышеннейших заповеданий Евангелия, заповеданий о любви к врагам. Искушения от лукавых духов обыкновенно попускаются после обучения искушениями от падшего естества, от мира и от человеков. Победитель в этой брани увенчивается особенными духовными дарованиями. Премудрость и всемогущество Божии служат причиною того, что на рабов Божиих искушения и скорби действуют душеспасительно, доставляя им возможность совершать возвышеннейшие евангельские заповеди, последовать Христу, взяв крест свой, соделываться ближайшими учениками Господа»[iii]. И в укрепление всех нас, отказавшихся от мира и принявших ангельский образ звучит его следующий призыв: «Рабы Божии! Знайте наверно, что случающиеся вам скорби приходят не сами собой, а по попущению Божию, и прилагайте возможное тщание, чтоб переносить их с терпением и долготерпением, принося за них славословие и благодарение Богу! Знайте, что противящийся скорбям и ищущий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, стремиться в слепоте своей разрушить порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его»[iv]. Последуя этому мудрому призыву святого отца церкви Божией, не убоимся обрушивающихся на нас в нынешний век искушений, постараемся в любых сложных обстоятельствах жизни всегда оставаться верными данным нами монашеским обетам.

[i] Свт. Игнатий Бр. Полное собр. Том 4. Приношение совр. монашеству. М. Паломник. 2014. Стр. 71

[ii] Свт. Игнатий Бр. Полное собр. Том 4. Приношение совр. монашеству. М. Паломник. 2014. Стр. 38-40

[iii] Свт. Игнатий Бр. Полное собр. Том 4. Приношение совр. монашеству. М. Паломник. 2014. Стр. 219

[iv] Свт. Игнатий Бр. Полное собр. Том 4. Приношение совр. монашеству. М. Паломник. 2014. Стр. 222


  • Архивы

    • 2024 (4)
    • +2023 (28)
    • +2022 (10)
    • +2021 (14)
    • +2020 (28)
    • +2019 (63)
    • +2018 (1)
    • +2017 (88)
    • +2016 (28)
    • +2015 (63)
    • +2014 (80)
    • +2013 (81)
    • +2012 (81)
    • +2011 (8)
    • +2005 (1)
    • +2004 (2)