МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Святые монастыри земли Мордовской

big_1-71

В краеведческом музее г.Саранска открылась выставка «Святые монастыри земли Мордовской», посвященная юбилеям Санаксарского и Макаровского монастырей. Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, благословляя работу выставки, отметил важность ее открытия в Год культуры особенно для подрастающего поколения. Слово было предоставлено и наместнику Иоанно-Богословского мужского монастыря игумену Мелетию (Кисняшкину), который в в частности сказал: «Как правильно говорили древние римляне, «история – это учитель жизни». История – это одновременно и светлая, прекрасная, и жестокая наука. Она показывает жизнь во всём её многообразии – в величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ и низких страстях, зависти, злобе, предательстве, в поддержке людей друг другом, во взаимопомощи и взаимовыручке, в насилии над личностью человека и целыми народами. Сегодня мы можем соприкасаться с историей разных народов, государств, культур и цивилизаций. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что для многих, здесь присутствующих особенно интересна история нашего Отечества, потому это история нашей Родины. Она помогает нам понять своё особое положение в длинной череде человеческих поколений: кто мы, где наши исторические корни, какое место занимает наш народ в истории других стран, что мы – жители России – дали миру. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, история же прошлых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее.

История нашего Отечества и Церкви в XX веке была не только трагичной и жестокой, но и поучительной. Подтверждением моих слов может служить история Макаровского погоста, известного ныне как Иоанно-Богословский Макаровский монастырь, который является памятником культуры, истории и архитектуры Российского значения. Прежнюю историю обители можно и не считать строго монастырской – хозяевами всего погоста с начала XVIII и почти до самого XX века считались не прихожане и монахи, а помещики Полянские, построившие весь комплекс храмов в своем имении. В течение 70 советских лет – с 1917 г. по 1987 г. – погост переживал запустение и разруху. Практически полностью были утрачены два малых храма, историческая ограда погоста, а Собор и колокольня находились в плачевном состоянии. И только с 1987 года начинается возрождение этой жемчужины нашего края – при участии ныне покойного патриарха Пимена сначала Церкви был передан Иоанно-Богословский Собор и колокольня, а в 1994 году по благословению патриарха Алексия II и по решению Священного Синода Русской Православной Церкви приход был преобразован в мужской Иоанно-Богословский монастырь.

Христиане всегда личный труд почитали священным делом, и никто не был пренебрегал им. Трудились и раб, и царь. Праздность называли рассадником страстей и всячески ее избегали, ибо праздность учила многому худому (Сир. 33,28). Избегали не полной праздности, а даже самой краткой. Апостольская заповедь о труде – если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3,10) – обращена и к бедному, и к богатому. В христианских семьях трудолюбие прививали с младых ногтей. Учили всякий труд совершать перед Богом. Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Иисуса Христа (Кол. 3, 17). А во имя Христово не станешь трудиться с ленцой или небрежностью. Но наоборот, все то, что делается во имя Христово, делается с любовью. И это прекрасно понимали первые монахи, поселившиеся в Макаровском монастыре ровно 20 лет назад.

Трудолюбие монахов всегда служило и продолжает служить образцовым примером для всех. За исключением праздничных дней церковного года, обычно их можно видеть на монастырских огородах, в скитах, или на прилегающем к монастырю земельном участке, который они возделывают. Монастырь как внутри, так и снаружи, содержится в образцовом порядке, отличается исключительной чистотой и порядком. 2 монастырских подворья расположены в селах Кочкуровского и Ковылкинского районов Мордовии; где монашествующие работают так же усердно, как простые рабочие. В сельском хозяйстве они разбираются не хуже профессиональных животноводов. Поскольку им необходимо себя таким образом обеспечивать, они сочетают профессии фермеров, рабочих и квалифицированных мастеров. Монашеская община – это самоуправляемая организация. У нее есть свои управляющие, повара, агрономы, огородники, пономари и т.д. Трудятся не только простые монахи, но и сам Наместник монастыря принимает участие в работах, так как в трудах должны участвовать все, независимо от положения. Поэтому вся братия работает в поле, в саду, сажает деревья и занимается всеми другими видами физического труда.

Плодом такой деятельности стало современное состояние обители: монастырь расцвел как внешне, так и внутренне. На общей площади порядка 70 га, расположены 3 исторических храма, 3 домовых храма, 13 деревянных храмов, 2 часовни, 1 часовня над источником с купальней. На территории монастыря располагается открытый в 2011 году Святейшим Патриархом Кириллом Паломнический Центр, а в 2012 году – Детский православный лагерь «Солнечная Мордовия». В монастыре созданы: Воскресная школа для детей, библиотека, интернет-сайт, экскурсионная служба, и даже собственная пожарная команда. Братия сотрудничает с педагогическим коллективом МОУ «Луховский лицей», детским домом в поселке Ялга, детским садом №99; родильным домом №2; Министерством внутренних дел РМ, Министерством юстиции РМ, МЧС и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков и со всеми, кто ищет такого сотрудничества.

Поистине, труд и молитва – вот два крыла монашеского делания во все времена.

Молитва и труд – это два весла, которыми нужно грести одновременно. Для того, чтобы двигаться прямо, требуется и работать, и молиться. Если же на какое-то из весел будем налегать больше, значит, либо уйдем в сторону, либо станем кружиться на месте. Во всяком случае, братия Иоанно-Богословского Макаровского монастыря самым красочным образом иллюстрирует общую тенденцию монастырской жизни дореволюционной России, когда дух трудолюбия и служения монахов так полно и гармонично сочетался с высокими идеями, отражающими духовные глубины.»


  • Архивы

    • 2024 (4)
    • +2023 (28)
    • +2022 (10)
    • +2021 (14)
    • +2020 (28)
    • +2019 (63)
    • +2018 (1)
    • +2017 (88)
    • +2016 (28)
    • +2015 (63)
    • +2014 (80)
    • +2013 (81)
    • +2012 (81)
    • +2011 (8)
    • +2005 (1)
    • +2004 (2)