МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Собор Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших за Христа в ХХ веке

58697В 2012 году неделя о мытаре и фарисее совпадает с празднованием Собора Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших за Христа в ХХ веке.

С первых времен в Церкви христианской существуют повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Начало этому было положено евангелистом Лукой. В Деяниях Святых Апостолов он описывает подвиги и страдания первоверховных учеников Спасителя и других Его последователей. Святой апостол Павел в одном из своих посланий дал христианам заповедь: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаше вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр.13,7). Соблюдая эту заповедь первоверховного апостола, христиане всегда тщательно сохраняли сведения о жизни и деяниях святых.

Наши предки исстари поучались и находили немалое утешение в чтении Житий христианских святых и подвижников. Они находили там образец для подражания, а также небесных заступников, к которым обращались с молитвой о помощи и укреплении. Кроме того, знание и почитание своих святых всегда было естественной обязанностью каждого христианина. Через молитву к святым осуществляется связь Церкви земной и Небесной.

Участие святых и в нашей повседневной жизни трудно переоценить. Они для нас не только образец, а живые и действенные помощники наши. Сегодня все мы без исключения нуждаемся не только в интеллектуальной пище, но более всего — в душевной и духовной. «Подвиг наших предков, собиравших все драгоценные подробности жизни отечественных подвижников, должен быть продолжен. Мы должны стремиться к тому, чтобы стали известными те подвижники благочестия и мученики, имена и жития которых доселе покрыты мраком неизвестности».

Особенным почитанием окружались имена мучеников и исповедников за Христа. Мучениками называются святые, убитые за исповедание христианской веры. Под исповедниками обычно понимают христиан, пострадавших за Христа от гонителей христианства.

Чин святых мучеников и исповедников с самого начала христианской эры исторически стал первым и наиболее почитаемым чином христианских святых. В деле распространения и утверждения христианства мученичество имело весьма важное значение. Твердость и непоколебимость страдальцев, которые мужественно шли на смерть за свою веру, так сильно действовали на окружающих, что нередко сами мучители обращались к христианству.

Но дело не только в миссионерской роли мученичества. Еще важнее для нас сам характер мученического подвига. Греческое слово «мартис» означает «свидетель». Как указывается в «Актах Святейшего Патриарха Тихона» (с.14) в Новом Завете это слово приобретает преимущественно значение мученического свидетельства о Христе, Который есть «путь истина и жизнь» (Ин.14,6). Таким образом, мученик свидетельствует свою веру во Христа самым радикальным образом — отдавая за Него свою жизнь. Тем самым мученик подлинно идет за Христом, как бы повторяя Его крестный подвиг. Мученик реально делает выбор, что ему дороже: Христос или он сам, собственное земное существование. Тем самым он в высшей мере выполняет заповедь Христову «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16,24-25). Мученик несомненно последовал за Христом, своими страданиями и своей кровию удостоверив свою веру в Спасителя.

Поэтому почитание мучеников началось в Церкви сразу же после появления первых из них. Причем, прославление и почитание мучеников осуществлялось не только в тех церквах, к которым они принадлежали, но и во всех других, т.к. христиане сообщали о мучениках, среди них пострадавших и другим церквам.

Точно записывая дни кончины святых мучеников, христиане собирались в эти дни для празднования их памяти. Записью занимались особые писцы, которые записывали все, что происходило с христианами в темницах и судилищах. Таковых писцов, как известно, во время первых же гонений на христиан поставил в различных округах Рима святой Климент. Несмотря на то, что писцам грозила смертная казнь, записи не прекращались.

За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. Всех их Русская Православная Церковь величает как новомучеников и исповедников Российских. Число их огромно. Никогда еще в истории христианской Церкви не было такого жестокого и длительного гонения. Никогда еще богоборческая и антихристианская власть не совершала столь массовых злодеяний и столь явного излияния ненависти к Православию и Церкви Христовой. Из миллионов убитых многие миллионы и сотни тысяч умерли с верой, молитвой и покаянием на устах и в сердце. Часто только из-за веры люди считались неблагонадежным элементом для неверующей власти и подвергались гонениям.

Гонения на Церковь начались сразу после большевистского переворота. В январе 1918 г. Святейший Патриарх Тихон писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.» В годы гражданской войны было убито около 20 млн. православных людей, многие из которых пострадали непосредственно за веру Христову. Множество храмов и монастырей разорено и закрыто.

Новый этап гонений начался в 1921г. в связи с компанией изъятия церковных ценностей. Началась череда официальных процессов с обвинительными смертными приговорами. Одновременно, в 1922г., резко активизировала свою деятельность «Живая церковь», которую большевики прочили в качестве преемницы Русской Православной Церкви. И далее гонения на Церковь не ослабевали ни на день. Особенного размаха они достигли в 1937г., когда были расстреляны десятки тысяч православных по ложному обвинению в антисоветской деятельности.

Их великое множество, очистивших в земных страданиях грехи свои и попавших в Царствие Божие. Очень трудно указать даже приблизительно их число. Очень грубо можно оценить число новомучеников и исповедников Российских в миллион человек. Разумеется, далеко не все их имена будут явлены в Церкви. Гонения, особенно в первые годы после революции, совершались повсеместно, с необычайным варварским садизмом, ненавистью и изощренностью, причем, зачастую никем не фиксировались. Лишь скудные сведения доходили до православных в эмиграции и могли быть опубликованы. Поэтому имена многих тысяч мучеников и исповедников, видимо, так никогда в этой земной жизни и не будут прославлены. Но у Бога все мученики святы. Церковь знает о существовании неведомых святых, слава которых не открыта на земле и которые не прославлены Церковью. К ним можно обращаться в частной молитве. В этой молитве живых за усопших, предполагающей ответную молитву усопших за живых, выражается единение Церкви Небесной и земной.

Церковь стоит на крови мучеников. Эта древняя вера христиан особенно ясно подтвердилась в XX веке. Целью всех потрясений начала века, инспирированных, безусловно, сатаной, было уничтожение Православной Церкви. Сразу же после большевистского переворота Русская Православноя Церковь подверглась неслыханным гонениям, сила которых не ослабевала целую четверть века. Церковь изнемогала под ударами темных сил, но выстояла. Несмотря на громадние потери, наша Церковь сохранила Православную веру, сохранила свою организацию и свою паству. Церковь оказалась единственным институтом старой России, которую не смогла одолеть новая власть. Тем самым она еще раз подтвердила слова Христа: «И врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). И, конечно же, в первую очередь, победа Церкви над силами зла осуществилась благодаря великому сонму новомучеников и исповедников российских. Это их молитвы, их заступничество перед Спасителем и Пречистой, не позволили уничтожить православие в России. Они своею кровию и своим подвигом, замолили грех отступничества нашего народа от Христа. «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим.11,5). По их молитвам гонения на время прекратились и Церковь Православная сейчас может достаточно свободно осуществлять свою деятельность.

Ныне среди православных степень почитания новомучеников и исповедников российских пока не соответствует значению их подвига. Однако в последние годы дело сдвинулось с мертвой точки. В их честь освящаются новые храмы и престолы, О их жизни издаются новые книги. Постепенно осуществляется канонизация новомучеников, хотя в православной среде целый ряд новомучеников, включая царскую семью, фактически почитаются наравне с официально канонизированными святыми. В связи с захоронением новомучеников появилось несколько мест массового паломничества православных христиан. Среди них в первую очередь надо указать на Соловки и полигон в Бутово на окраине Москвы.

Мы, нынешние христиане, всем обязаны новомученикам российским. Обязаны тем, что можем свободно посещать храмы, делать дела благотворительности, учиться богословским наукам, работать над историей Церкви. И нашей первейшей святой обязанностью является выявление имен новомучеников, выяснение обстоятельств их жизни и подвига, молитвенное обращение к ним.


  • Общецерковные новости

    • An error has occurred; the feed is probably down. Try again later.
  • Архивы

    • 2017 (96)
    • +2016 (28)
    • +2015 (56)
    • +2014 (80)
    • +2013 (81)
    • +2012 (81)
    • +2011 (8)
    • +2005 (1)
    • +2004 (2)