В настоящее время проблема нравственного здоровья остро стоит во всем мире, в котором критерии добра и зла становятся все более размытыми, доминируют бездуховность, приземленные ценности общества потребления, принципы прагматизма. Картина дополняется разгулом оккультизма, который получил свое распространение в тоталитарных сектах и деструктивных культах, а также в сфере трансперсональной психологи (ТП).
Трансперсональная психология, созданная в 60-е годы XX века, занимается проблемой изучения измененных состояний сознания человека (ИСС), в которых возможно наиболее эффективное воздействие на его психику, сознание и душу, а также раскрытие резервных возможностей человека.
В Православии всегда актуальной остается борьба за спасение души человека. В случае целенаправленного воздействия на его сознание (манипулирования или трансформации) возможно повреждение основ религиозного сознания, утрата значимости православного вероучения с дальнейшим программированием в нужном направлении. Применение методик, вводящих человека в ИСС, способствует завлечению людей в сети тоталитарных сект и деструктивных культов.
Православная Церковь всегда была и остается авангардом в борьбе с нравственной апостасией человечества, выражающейся в отступлении от духовных законов христианства. Можно констатировать тот факт, что в сфере деятельности деструктивных сект уже разработана соответствующая методология, теория и практика, даны оценки и рекомендации с православной точки зрения. Анализ деятельности ТП только начинает входить в исследовательское поле современного богословия. Недостаточная изученность феномена ТП с богословской позиции и незначительное количество научных работ на эту тему способствовали выбору темы нашего исследования.
ТП пытается восполнить дефицит знаний о духовной сфере человека, о его религиозно-мистическом опыте, а также стремится к созданию механизма, который с помощью психотехник может влиять на психику человека и внедряться в его духовную сферу. Поэтому в настоящей работе обозначено максимально широкое поле исследования: от предпосылок возникновения трансперсональной психологии – до православного взгляда на внеконфессиональный мистицизм с позиций святоотеческого учения о прелести. Для полноты исследования использован междисциплинарный подход, включающий психологическую науку, философию, культурологию и православное богословие.
Следует отметить, что настоящая монография является, прежде всего, богословским исследованием, поэтому для оценки и различения измененных состояний сознания, в том числе связанных с различного рода религиозными переживаниями, актуальным является использование богословского подхода, основанного на святоотеческом наследии.
ТП претендует на открытие эмпирической методологии современной внеконфессиональной религиозности. По этой причине в данной монографии вводится понятие «внеконфессиональный мистицизм трансперсональной психологии» для анализа опыта мистических переживаний в измененных состояниях сознания, дающих чувство сопричастности сфере «божественного», «абсолютного» и т. п. В монографии особое внимание уделено методикам ТП, используемым для достижения трансперсональных состояний, в частности, широко рекламируемому методу холотропного дыхания. В тексте работы содержатся конкретные примеры, иллюстрирующие негативное воздействие психотехник ТП на сознание человека.
В социальном плане важным моментом является представление материала, дающего объективную картину того, что на самом деле представляет собой трансперсональная психология и ее методики. При условии того, что в настоящий момент происходит рост душевных и психических патологий, кардинальным остается вопрос: стоит ли спешить создавать себе самому дополнительные проблемы? Может, сначала все-таки подумать?