МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Иеромонах Марк (Шляхтин). Критика вероучения кришнаитов и учения о перевоплощении.

big_jykytilНа всем протяжении своего существования Святая Церковь не раз отстаивала Истину Евангелия, полноту и чистоту евангельской веры, не раз защищала себя от всевозможных религиозных доктрин, существующих близ церковных стен. Основанная Самим Спасителем, поддерживаемая Святым Духом, проповеданная апостолами Святая Церковь, свидетельствуя о себе и борясь за свое существование, старалась даже в периоды жесточайших гонений сохранить целостность библейского учения, несмотря на влияние разного рода противодействующих религиозных идей.

Апостолам приходилось отстаивать Евангельскую Истину от оккультных интерпретаций Благой вести, мужам апостольским, апологетам, первым учителям Церкви надо было противостоять усилиям языческого мира, не желающего принять Спасителя. Вера во Христа — живоносное наследие, полученное нами от предков, передававшееся из поколения в поколение, выстраданное подвигом тысяч и миллионов людей, которые в течение всей истории христианства отдавали свою жизнь за Христа и его Святую Церковь.

Сущность свидетельства Православия в мире заключается в том, что Иисус Христос является Сыном и Словом единого истинного Бога и что только Он является Путем, Истиной и Жизнью всех людей, Божией мудростью и властью в мире. Он является Богом, который есть Любовь (1 Ин.4,16).

Живя по Евангелию Иисуса Христа, православные христиане не должны позволять себе превратить православие в некую идеологию среди других идеологий, но должны говорить о самой жизни и действительности с точки зрения Евангелия и православной традиции.

Чтобы быть верным тому, для чего мы, православные христиане, призваны и избраны, мы должны быть свободны и уважать свободу других людей, доказывая то, что истинная свобода обнаруживается только в освобождении от греха. Свобода — это Божественный дар. Никакой идеал или идол не является более явным и властным в современных обществах, чем свобода, и, возможно, ничто не понимается и не употребляется более неправильно, чем она. В условиях свободы вырастают возможности Церкви для ее миссии в мире, но возрастает и активность ее противников, а значит и увеличивается опасность, с которой приходится встречаться каждому из верных чад Святой Церкви.

Сегодня в условиях демократических свобод и плюрализма, весьма оживились те, кто толкает верующих на путь заблуждений «учениями различными и чуждыми» (Евр.13, 9), кто проповедует образ жизни, несовместимый с нравственными нормами христианства. К числу проповедников таких учений относятся и кришнаиты.

Новейшее светское плюралистическое мировоззрение поддерживает убеждение, что разнообразие религий, движений и культур может и должно производить для себя свои собственные истины и жить в соответствии со своими собственными интересами и целями. Кришнаитам выгодно такое мнение светского общества, ведь в индуизме каждый гуру в своем гордом превозношении над другими считает себя представителем Бога на земле. Нам же, православным христианам, заповедано особое внимание, требование и умение отличать Духа Божия от духа заблуждения. Апостол Иоанн, обращаясь к христианам, пишет: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4,1).

Церковь с любовью и терпением относится ко всем согрешающим и призывает их к покаянию, но когда укоренившийся в грехе не внимает этому призыву, Церковь вынуждена принимать строгие меры и со всей твердостью заявлять, что христианство и неоязычество несовместимы. Стремясь помочь людям в обретении истинно свободного образа действия и видя попытки использовать авторитет Православия для проповеди языческих доктрин, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, следуя апостольской традиции, засвидетельствовал, что «новые религиозные движения» с христианством несовместимы, а «люди, разделяющие учения этих движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

В наши дни невозможно не заметить увлечения многих людей теософскими системами и восточными учениями всех видов. Смысл этих систем и учений состоит в том, чтобы сделать божественную реальность предметом исследования, а это в действительности означает отвержение веры в Бога или непонимание сути Божественного бытия и смысла человеческой жизни.

Не трудно заметить, что учение «Бхагавадгиты» абсолютно расходится с христианским Откровением, а вероучение ИСККОН является не столько вероучением классического индуизма, сколько неким модернистическим суррогатом, рассчитанным в основном на европейцев.

Подробно читая комментарии Прабхупады к “Бхагавад-гите” нельзя не заметить, что многие свои религиозные построения он выводит не из классического индуизма, а руководствуясь знаниями, полученными при обучении в шотландской англиканской школе, используя онтологию англикан, создает некую собственную религиозную систему, адаптированную для современных жителей Запада.

Кришна, как учат кришнаиты, является верховным божеством, из которого происходят все другие боги и полубоги (в том числе и Вишну). Кришна, по «Бхагавадгите», не тварное существо, а творец твари. Однако космос творит Кришна не из «ничего», как Бог в Библии, а как бы выдыхает космос из себя.

Кришнаиты верят, что Кришна — «жизнь» всех живых существ и что «энергия Кришны включает в себя все живые существа» ([9]; 358), в том числе и многочисленных полубогов.

Называя себя монотеистами, кришнаиты тем не менее признают существование полубогов, являющихся порождением энергии самого Кришны, поклоняются им и приносят им в своих храмах жервоприношения. В «Бхагавадгите» Кришна вовсе не возражает против поклонения другим божествам и полубонам. Наборот, он говорит: «Я первопричина полубогов… Я трансцедентальный слог Ом, из жертвоприношений Я — воспевание святых имен (джапа)» ([9]; 514).

Таким образом, называя себя монотеистами, кришнаиты-вайшнавы придерживаются традиционного для индуизма монистического пантеизма. Воплощением Кришны считаются у кришнаитов даже боги индуистской триады.

Человеческая душа, по учению «Бхагавадгиты», соприродна Кришне, но так как она состоит из его низшей энергии, то не может самостоятельно обрести спасения. Спасение души происходит тогда, когда высшая энергия Кришны изливается в мир. Кришна в «Бхагавадгите» является личным божеством (Бхагаваном), а не аватарой Вишну, как учит об этом классический индуизм. Наоборот, Вишну является аватарой Кришны. В Кришне энергия божества получает свое полное развитие. Он наделен тремя видами энергии: первая порождает и разрушает материальные миры; вторая является основой живых существ; третья — высшая энергия (пара-шакти) включает в себя обе предыдущие. Пара-шакти имеет в свою очередь три аспекта: бытия, сознания и блаженства. Стремление к наслаждению привязывает всесильного Кришну к душам, а роль связующего звена между Кришной и человеческими душами выполняют дживы (души) из ближайшего окружения Кришны, которые время от времени приходят в мир, чтобы стать гуру. В «Бхагавадгите» говорится, что самым лучшим методом духовного совершенствования является преданное служение Кришне (бхакти-йога). Успех в таком служении определяется не только «милостью» Кришны, но и наличием гуру, за которым признается возможность поддерживать постоянную связь с самим Кришной и способность вести «преданного» через «скверны» материального мира. Кришнаитам предписано почитать своих гуру, как самого Кришну, а принятие посвящения от гуру считается началом духовной жизни и необходимым условием успеха в служении Кришне. Прабхупада в комментарии к пятой главе «Бхагавадгиты» пишет: «Представитель Господа никогда не утверждает, что он сам Господь, и тем не менее ему необходимо оказывать то же почитание, что и Господу, ибо он обладает знанием о Господе».

Согласно учению кришнаизма, душа, попав в материальный мир, оказывается во власти различных форм иллюзий, которые называются майя. Майя воздействует на душу и заставляет человека отождествлять себя с материальным миром и собственным «грубым» телом. Став на путь самосознания, который описан в Ведах, человек, по вероучению кришнаитов, постепенно осознает свое истинное положение во взаимоотношениях с Кришной и с окружающим миром. Осознать такие взаимоотношения — значит, как говорят кришнаиты, обрести истинное знание. Все виды деятельности, кроме служения Кришне, низводят человека до уровня животного, и он лишается возможности вырваться из круговорота рождений и смертей (последствий кармы). Преодолеть закон кармы могут далеко не все, а лишь те, кто сумел стать «чистым бхактой», то есть сумел войти в «сознание Кришны». Прочих после смерти ожидает перевоплощение души в соответствии с неотвратимым законом кармы. При этом душа, получая воздаяние за различные земные скверные поступки и мысли, воплощается всякий раз в новых формах: не только человека, но и животного, насекомого, растения, причем не только на земле, но и на разных планетах.

Согласно учению Бхактиведанты, Кришна, «Сверхдуша», создал бесконечное количество индивидуальных душ (джив). Джива — это реальное «я» человека, а не материальные тело. Джива не умирает, но перевоплощается в другое тело после смерти. Основная проблема людей, с точки зрения кришнаитов, заключается в том, что они отождествляют себя с материальными телами, и впадают в иллюзию материального существования (майя) и грех. Этот процесс заблуждения и самообмана и есть «карма». Пока человек не освободится от пут «кармы» его душа будет снова и снова перевоплощаться душа проходит через четыре таинства жизни: рождение, болезнь, старость и смерть.

Кришнаиты верят, что душа нуждается в освобождении от бесконечного цикла перевоплощений. Тот, кто достигает «сознания Кришны», освобождается и получает вечное, духовное тело. Духовное тело живет в вечном сиянии познания Кришны в его обители Кришналока. Таково путешествие души, «возвращение к Божеству». Если человек, посвятивший себя бхакти-йоге, не успевает завершить процесс «отыскания себя в Кришне», ему дается еще один шанс. В следующем воплощении кришнаит родится в богатой семье, принадлежащей к высокой касте.

Таким образом, грех («долг кармы») является результатом самообмана и невежества. Единственный путь к спасению — самозабвенное служение Кришне; человек духовно рождается, когда наставник посвящает его в члены кришнаитской общины, и затем постепенно достигает сознания «Высшего воплощения Божества». Приверженцы движения «Харе Кришна» верят, что все другие религии неверны, ошибочны. Они часто цитируют высказывание Кришны из Бхагавад-гиты (18:66): «Оставь другие религии и вручи себя Мне».

Прабхупада в своих книгах и проповедях постоянно внушал, что преданное служение Кришне необходимо для того, чтобы избежать последствий кармы, причем там же утверждал, что последствия кармы для людей неотвратимы. В профанной сфере рядовых «преданных» такое противоречие часто не замечается, в сакральной же сфере оно является одним из существенных приемов привлечения в свои ряды новых адептов. Подобный откровенный этический парадокс является одним из основных признаков тоталитарных сект.

Говоря об учении кришнаитов о карме и преодолении ее последствий, нельзя не вспомнить, что попытка внедрить в христианство учение о переселении душ была сделана еще в III веке от Рождества Христова. Христианский учитель Ориген под влиянием учения античного философа Платона о предсуществовании душ до их соединения с телом, создал собственное учение о душе и ее предсуществовании до рождения. Это учение Оригена, проповедуемое его последователями, было осуждено на Константинопольском Поместном Соборе в 1543 году. Впоследствии V-й (553 г.) и VI-й (680 г.) Вселенские Соборы подтвердили это осуждение, отлучив от Церкви тех, кто учил о предсуществовании и переселении душ.

В Священном Писании говорится, что по смерти не будет перевоплощений душ: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Идея бесконечного перевоплощения душ противоречит христианскому учению о человеке как образе и подобии Божием. Благодаря Спасителю, приняшему на себя грехи мира, Божественной Благодати и свободной воле, дарованной человеку Богом, каждый христианин сам определяет свою судьбу. Благоразумный разбойник в одно мгновение своего обращение ко Христу наследовал Царство Небесное.

Православные христиане знают и исповедуют, что собственными заслугами и усилиями человек не может стяжать Вечное бытие. Спасение — дар Божий, данный нам воплощением, страданиями и воскресением Христа. Человек приемлет этот Дар в вере, открывая свое сердце для действия в нем Святого Духа, подаваемого ему через Таинства Церкви. Соответственно, сознательная жизнь христианина начинается с признания спасительной христовой жертвы, покаяния, а не с общения с «просветленным» гуру, как учат кришнаиты.

Святые Отцы первых веков христианства, отстаивая православное учение от нападок язычников и еретиков, оставили нам великое наследство в виде своих сочинений. Полно и ярко доказать, что кармических перерождений души не существует, что действия человека не предопределены прошлыми состояниями его души, сумели в своих сочинениях святой Иустин Философ («Разговор с Трифоном Иудеем»), святой Феофил Антиохийский («Послание к Автолику»), святой Иреней Лионский («Против ересей»).

Перевоплощение

Многие “учителя истины” стараются представить перевоплощение, как учение, имеющее непосредственное отражение в Библии. Но до сих пор их попытки найти хоть какие-нибудь библейские аргументы в свою пользу оказывались тщетными. Кришнаиты верят в то, что в Библии присутствовало учение о реинкарнации, которое христиане исключили из Писания, однако оно и по сей день остаётся истинным.

Однако, христиане никогда не верили в реинкарнацию, т.к. она вступает в полное противоречие со словом Бога и никогда не упоминалась в Библии.

Перевоплощение или реинкарнация есть переселение души живого существа (дживы) из одного тела в другое. Как учит Свами Прабхупада: “существует 8400000 форм жизни, из них 900000 видов живых существ обитают в воде, а 2000000 относятся к растениям. Мы — представители лишь незначительной части живых существ, населяющих многочисленные вселенные материального мира. Пребывающие в материальном мире и в материальном теле являются осуждёнными”.

“Живое существо забывает, что ему делать. Сначала оно решает поступать определённым образом, а потом запутывается в своей карме. Оставляя один тип тела, оно входит в другое тело, подобно тому, как мы одеваем и снимаем одежду. Путешествуя подобным образом из одного тела в другое, душа страдает от последствий своей прошлой деятельности”.

Как мы видим, перевоплощение является результатом плохой кармы своего рода наказанием за содеянное в прошлых жизнях. Последователи Общества Сознания Кришны утверждают, что точно такого же исповедания держалось всё христианство первых веков на основе Ветхого и Нового Заветов, с чем никак и никогда не сможет согласиться ни один верующий во Христа.

Библия достаточно чётко высказывает своё отношение к реинкарнации. И всё же находятся такие “учителя”, как, например, Сатьяраджа дас, которые самонадеянно внушают мало что понимающим рядовым членам Общества Сознания Кришны, что:

“В 553 г. н.э., при обстоятельствах, до сих пор остающихся тайной, византийский император Юстиниан (на Втором Константинопольском Соборе) приказал изъять учение о реинкарнации из христианских писаний. Однако в Библии остаются некоторые указания на реинкарнацию. Хотя их и немного, они весьма убедительны” и они вынуждены верить этому. Во-первых, потому что не имеют права сомневаться в правильности слов такого “просвещённого преданного”, а во-вторых, не имеют возможности их проверить, т.к. проверять опять-таки означает сомневаться в их правильности. Но давайте всё-таки попробуем обратиться к самой истории.

К сожалению, уважаемый Сатьяраджа дас не учёл того факта, что в настоящий момент существуют достоверные документы о Пятом Вселенском Соборе, в которых мы не находим ни одного упоминания об обсуждении на этом Соборе целостности Священного Писания и тем более вопроса о реинкарнации. Интересно было бы узнать, каким именно источником пользовался Сатьяраджа дас при выработке своей точки зрения. В тех документах, которыми располагает история о Соборе 553 года, говорится следующее:

“Вот заключительная часть вопроса: “…Итак, мы анафематствуем три главы, т.е. нечестивого Феодора Мопсуестийского, и его богохульные книги, и то, что нечестиво написал Феодорит, и богохульное письмо, приписываемое Иве. Мы анафематствуем их со всеми теми, кто их защищает, которые считают три главы православными, желают или будут желать покрыть их нечестие авторитетом св. отцов или Халкидонского собора”.

Это заключительная часть документа V Вселенского Собора, созванного Юстинианом против ереси монофизитства. И, как мы видим, никакого упоминания об изменении канона Священного Писания. (Для более глубоких исследований по этому вопросу можно обратиться к “Истории христианской церкви”, Шафф, издательство WM. B. Eerdmans Pub-lishing Company, 1992, тома 1 и 2.)

И второе немаловажное замечание, которое я хотел бы сделать: Библия НИКОГДА не содержала в себе НИКАКОГО учения, даже отдалённо похожего на реинкарнацию, поскольку сама идея реинкарнации противоречит библейской доктрине о спасении. Зная о неизменности Слова Божьего, просто невозможно соединить между собой две противоречащие друг другу доктрины.

В Библии можно найти много аргументов, опровергающих перевоплощение. Так, Библия говорит, что жизнь человеку даётся только один раз: “И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, …” (Евр. 9:27). Этот стих показывает, что человеку даётся только одна жизнь, слово “аттакс” переводится, как “однажды”, то есть раз и навсегда (Вы можете уточнить употребление слова “однажды” стихом выше, где совершенна ясна форма его употребления). Поэтому так необходимо принять Христа, как Господа и Спасителя именно сейчас, ведь другой жизни, чтобы попытаться ещё раз, не будет.

В христианстве мы видим прямую противоположность реинкарнации, когда, в отличие от закона кармы, человек живёт только одну жизнь, на которую не переносятся ничьи плохие или хорошие поступки. Если эти слова Бога кришнаиты считают подтверждением перевоплощения, то что же они понимают под перевоплощением? Попытки объединения понятий реинкарнации и спасения, кармы и греха никогда не увенчивались успехом. Это объясняется тем, что смысл реинкарнации сводится к бесконечному кругу перевоплощений души, продолжающемуся до тех пор, пока она не сумеет сама, путём каких-либо праведных поступков, искупить грехи и своими силами вернуться к Богу. Спасение же, показанное в Библии, имеет совершенно другой смысл.

“Огромная пропасть отделяет христианское учение о благодати от закона кармы. Карма не вмещается в библейское представление об искуплении. Искупление опирается примирение Бога и человека.

Библейский взгляд на искупление подразумевает наказание, которое могло бы удовлетворить справедливый гнев Бога. Другими словами, святость Бога не позволяет Ему примириться с грехом. Бог не был бы истинным и святым, если бы просто закрыл глаза на беззаконие. Но по Своей милости Бог предоставил нам возможность спастись от наказания за грех, от Своего гнева. Его гнев излился на Другого — этот Другой был настолько чист и безгрешен, что смог полностью заплатить за наши грехи. Писание учит, что искупление, которое даровал нам Христос, следует понимать именно как наказание, которое полностью искупило наш грех (то есть наказание, удовлетворившее требования Божьей святости). И, поскольку искупление уже полностью решило нашу проблему с грехом, нам нет необходимости выплачивать свой кармический долг в какой-то будущей жизни. Если смерти Христа было достаточно для наказания, определенного справедливым законом Бога, о какой еще плате может идти речь?

Христос уже искупил наш грех перед Богом”. В Новом Завете (Рим. 3:25; Евр. 2:17; 1Ин. 2:2; 4:10) понятие искупления выражается словом “хиласкомаи” (греч. “задобрить, удовлетворить”). Но библейское учение об искуплении основано не на одном этом слове. Новый Завет представляет Иисуса, как:

•Выкуп за нас (Мат. 20:28)

•Не знающего греха (2Кор. 5:21; Евр. 7:26-27; 1Пет. 2:24)

•Страдающего раба (Деян. 3:13; 8:32; см. Ис. 42; 49; 50; 53)

•Искупившего собственной кровью (Деян., 20:28).

•Того, кто понёс на себе проклятие (Гал. 3:13; Втор. 21:22- и дальше).

•Жертвенного Агнеца (Иоан. 1:29, 36; Деян. 8:32; 1Пет. 1:19).

Искупление описывается как жертва, замещение, примирение, выкуп и оправдание. Эти основные образы искупления и его плоды также являются аргументами в пользу учения об искуплении грехов.

•Главной целью жертвоприношения является умилостивление.

•Замещение состоит в том, что Христос отдал Свою святую жизнь за нас и тем самым умиротворил гнев Божий.

•Примирение полагает конец вражде между Богом и человеком. И, поскольку причиной вражды является грех, который навлекает на себя гнев Бога, сутью примирения является удовлетворение этого Божьего гнева.

•Оправдание: если наказанием за грех выступает гнев Божий против этого греха, то оправдание становится освобождением от человеческого греха…

Богослов Уильям Ж.Т.Шедд различает два искупления, так называемые “личное” и “заместительное”. Он отмечает разницу между библейской картиной искупления (заместительное), и искуплением, поддерживающим теорию реинкарнации (личное искупление).

Священное Писание говорит нам о заместительном искуплении наших грешных душ Иисусом Христом, Общество Сознания Кришны же обращается к личному искуплению человека собственными поступками, что, как мы видим, расходится с библейским пониманием и поэтому не может быть принято христианами.

“Фактически, всё, написанное на тему о реинкарнации, говорит о спасении по делам: кто-то должен выплачивать чей-то “долг кармы”. Идея спасения по делам, можно сказать, более важна для теории реинкарнации, чем доктрина о перевоплощении души в следующих жизнях: эти последующие жизни являются как бы теми самыми полями, на которых будет совершаться работа…”30Можно добавить, что на данный момент в мире существует более десяти моделей реинкарнации души, каждая из которых кардинально отличается от предыдущей и поддерживается своей собственной теорией.

Христос, будучи святым и безгрешным, пришёл в этот мир как Бог и как человек для спасения грешных людей. Если бы вечную жизнь можно было достичь путём бесконечных перевоплощений или собственных праведных дел, то Христу не нужно было бы идти Голгофским путём. Бог выбрал спасение через Свою собственную смерть и воскресение потому, что это был единственный путь для спасения людей, об этом говорит уже то, какую огромную цену заплатил за него Бог. Мы получили дар спасения не потому, что были праведны перед Богом, а потому, что “Бог так возлюбил мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). В Послании к Ефесянам также сказано: “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился”, (Еф. 3:8-9). Реинкарнация, со своей стороны, требует выполнения определённых правил и законов для достижения вечной жизни.

Уважаемый Сатьяраджа дас приводит в своём труде, как пример реинкарнации, стихи Библии об Иоанне Крестителе, в которого вселилась душа Илии — ветхозаветного пророка. Позволю себе заметить, что тут Сатьяраджа дас очередной раз глубоко ошибается и, не утруждая себя изучением истории верований иудеев, попросту старается уцепиться за каждую мелочь в Библии, которая на первый взгляд, подтверждает его теорию. Но если мы просто обратимся к тексту, то сразу увидим, что евреи ждали не перевоплощения Илии, или каких-либо других пророков, а их телесного воскресения из мёртвых (подтверждение этого вы можете найти в Мат. 14:2; Мат; 27:52; Лук. 9:8; Лук. 20:37; и т.д.) Библия 105 раз упоминает о телесном воскресении человека из мертвых и ни разу о перевоплощении. Я ещё раз хочу подчеркнуть то, что перевоплощение исключает воскресение и наоборот.

Взгляд кришнаита на человека сводится к тому, что душа, облекаемая в какое-либо тело, обречена страдать, так как тело, само по себе, является низшей материей. По ведической традиции, различные тела, не имеющие сознания (тела животных, птиц, и т. д.), приравниваются к злу, и если человек в следующей жизни воплотится, например, в тело льва, это считается наказанием за то, что в течение своей предыдущей жизни его душа, имея человеческое тело, не пришла к сознанию Кришны, а её носитель — человек занимался страстным поеданием мяса.

Человеческое тело обладает большими возможностями, оно несёт в себе сознание, и на этапе воплощения в человеке, душа может вернуться к Богу. Рассматривая этот вопрос, необходимо постоянно помнить о том, что в вероучении кришнаитов тело является изначально греховным и выступает как своеобразное орудие наказания отпавшей от Бога души.

Давайте посмотрим на это с библейской точки зрения.

Обратимся к первой книге Библии — Бытию. В ней говорится о самом начале мира, когда ещё не было власти греха. Итак, по окончании всего процесса творения, Бог создал человека “по образу Своему, по образу Божию сотворил его” (Быт.1:27). Первое, о чём приходится задуматься, мог ли Святой Бог создать по Своему образу несовершенного человека. Бог вряд ли создал бы чистую душу в греховном теле. Библия ясно говорит о том, что Бог сотворил человека прекрасным как в духовном так и в физическом плане, и это явно не сходится с утверждением последователей Кришны, о том, что Кришна создал тело для наказания отпавших душ.

Рассмотрим ещё один аспект учения кришнаитов о душе и теле. В книге “Шри Ишопанишад” говорится о том, что в начале совершенные души обитали в присутствии Кришны на трансцендентальной (нематериальной) планете. Когда часть из них воспротивилась воле Бога, Кришна, в наказание, дал им различные тела, чтобы души могли осознать свою потребность в Нём.

Библия излагает факты совершенно иначе: в начале Бог сотворил плоть, а затем уже “вдохнул” в нее жизнь, то есть дал ей душу (Быт. 2:7). Нет даже намёка на то, что душа была создана ранее и ждала своего воплощения в человеческом теле.

Последняя, и очень важная часть этого вопроса заключается в изначальном смысле, который придают телу кришнаиты и христиане.

“Тело, по Писанию, не является “темницей” для души, не является оно и местом заключения падших духов, а принадлежит к подлинной сущности человека (2Кор. 5:3-4). И Писание говорит не об освобождении от тела, а об искуплении тела (Рим. 8:23). Поэтому и совершилось телесное воскресение Господа Иисуса (1Кор. 15)”.

Кришнаиты утверждают, что смысл воплощения души в человеческом теле (то есть самого человека) сводится к осознанию, с помощью своего ума, необходимости в Кришне и посвящению своей жизни преданному служению ему, чтобы после физической смерти прийти к Богу.

Библия же говорит нам о совершенно другом смысле, который Бог вложил в человеческую жизнь (Быт.1:28, Быт.1:15). Здесь говорится о том, что Бог обитал вместе с человеком, который обладал чистой душой и совершенным телом. Тогда для человека тело не было чем-то греховным, тем более Божьим орудием наказания. Человек обитал в славе Господней, и поэтому ему не нужно было освобождаться от тела, чтобы прийти в присутствие Божие: он уже обитал с Богом, находясь в собственном теле. Итак, мы видим два совершенно разных изначальных подхода к человеческой природе.

В противоположность учению Общества Сознания Кришны, надежда всех христиан заключается в воскресении из мёртвых. Как мы увидели, кришнаитский взгляд на человека значительно отличается от христианского, в тех моментах, которые не могут изменяться в зависимости от времени и обстоятельств.

“Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет всё”. Фил. 3:20-21.

Христос Своим воскресением проложил дорогу через пропасть смерти, и теперь мы имеем великое обетование воскресения из мёртвых в новом вечном теле. “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша”. 1Кор. 15:14. К тому же, мы можем прочитать в Откровении Иоанна Богослова о том, как будет происходить воскресение из мёртвых, и опять не найдём, ни слова о реинкарнации. Объяснение этому может быть только одно: перевоплощение не упоминается в Библии не потому, что эти стихи выкинули “плохие” христиане, а потому, что оно идёт вразрез с проповедью Христа и всем Ветхим и Новым Заветом. Необходимо согласиться, что доктрины о перевоплощении и спасении изначально представляют собой две диаметрально противоположные теории и ни в коем случае не могут существовать вместе.

“Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которую Он действует и покоряет Себе всё”. Фил. 3:20-21.

“Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни”. Тит. 3:5-7.


  • Общецерковные новости

  • Архивы

    • 2018 (1)
    • +2017 (88)
    • +2016 (28)
    • +2015 (63)
    • +2014 (80)
    • +2013 (81)
    • +2012 (81)
    • +2011 (8)
    • +2005 (1)
    • +2004 (2)