МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

«Блуждающий конь» аввы Исаии в истолковании архимандрита Эмилиана (Вафидиса)

26 ноября 2019 года. Мы продолжаем публиковать доклады участников работы  монашеской секции «Подвиг в жизни монаха (борьба со страстями – война в мирных условиях)». Сегодня мы публикуем доклад насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря инокини Ангелыны (Косаревой) «Блуждающий конь» аввы Исаии в истолковании архимандрита Эмилиана (Вафидиса)»

 

«Блуждающий конь» аввы Исаии  в истолковании архимандрита Эмилиана (Вафидиса).

Три ярких образа страстного человека, предложены в V веке нашей эры аввой Исаией в своём труде «Подвижнические слова». Удивительно ёмкое толкование этих образов предложил современный нам автор архимандрит Эмилиан (Вафидис) в книге «Толкование на подвижнические слова аввы Исаии». 

На протяжении первых двух веков монашества имя Исаии носило множество подвижников. История сохранила для нас память о двух из них, которым с достаточным основанием можно было бы приписать авторство «Подвижнических слов»: один был монахом в Египте, в пустыне Скита в начале V века, другой жил затворником в окрестностях Газы и почил около 490 года. Кто же автор известных писаний? По этому вопросу единого мнения нет. Авва Исаия черпает вдохновение, прежде всего, в своём общении с великими старцами, изречения которых собраны в «Патерике» и представляют собой замечательное свидетельство об особенностях египетского полуотшельничества. Четырнадцать веков спустя архимандрит Эмилиан (Вафидис) постарался сделать его труд доступным для людей XXI века.

Архимандрит Эмилиан, в миру — Александр Вафидис, родился в 1934 году в Никее Пирейской, в Греции, от благочестивых родителей. Он получил блестящее образование, закончив с отличием сначала школу, затем Афин-ский университет, где учился на юридическом, а затем, на богословском факультетах. Монашескую жизнь Александр начал сразу по окончании учёбы в одном из греческих монастырей – Дусику, где в 1960 году был пострижен в монашество с именем Эмилиан, а в 1961 году рукоположен в иереи.

Способности архимандрита Эмилиана как талантливого духовника раскрылись в полную силу в обители Симонопетра, на Афоне, во время его игуменства с 1973-й по 2000 год. В это время старец Эмилиан устанавливает тесные духовные связи с современными ему греческими и сербскими подвижниками. Между отцом Ефремом Катунакским и отцом Эмилианом установилась особенная духовная связь, про которую первый часто говорил: «Я нашел своего старца, которого потерял, другого старца Иосифа, златоустого и досточтимого отца Эмилиана». В годы своего игуменства на месте монастырского подворья, в Ормилии, старец Эмилиан открыл женский скит, где ввёл собственный устав, принятый впоследствии многими греческими монастырями. Сёстры именно этого скита (ныне обители) приняли на себя труд записать многочисленные беседы старца и издали их в пяти томах в 1995 году. В свет вышла и книга «Толкования на подвижнические слова аввы Исаии», переведённая на несколько европейских языков.

В Благовещенском монастыре Ормилия, в Центральной Македонии, Греция, 9 мая 2019 года, в возрасте 84 лет, старец Эмилиан отошёл ко Господу после тяжёлой болезни и с почестями похоронен.

Читаем слова аввы Исаии: «До сих пор я вижу, что похож на блуждающего коня, у которого нет хозяина, и кто найдет этого коня, садится на него, а когда отпускает его, другой ловит его и на него садится».

«Идет время, я достигаю зрелости, — толкует его слова архимандрит Эмилиан, — и вижу, что похож на коня, блуждающего там и сям. У коня нет хозяина, который бы им управлял. Кто-то находит его, садится, и после того, как поездит на нём сколько хочет, отпускает, и ловит его другой».

Эти слова иллюстрируют состояние страстной души. Человек был создан свободным, получил от Бога дар самовластия, который никто не может отнять. С позволения самого человека, грех овладевает личностью и лишает его возможности управлять самим собой.  Такой человек думает одно, хочет другого, а делает третье, как говорит апостол Павел.

Кто же находит человека, у которого нет хозяина, и садится на него?  Во-первых, бес. Сегодня — гордости, завтра — блуда, послезавтра — гнева. Интересен пример из жития преподобного Илариона Великого, который  находим у свт. Димитрия Ростовского: «Однажды, стоя на молитве, Иларион забылся, и ум его, побежденный естественной немощью, помыслил о чем-то постороннем. Бес тотчас же вскочил ему на плечи, подобно воину, и, ударяя его ногами по ребрам, а бичом по плечам и по шее, сказал: «Беги, беги, что ты спишь! – и, смеясь, спросил: – Не хочешь ли ячменя?»

Во-вторых, на него садится множество людей: те, кому это выгодно, кто глуп, самолюбив, кто увлекает его словом, жестом, примером — своим грехом. Образ развращенных людей может быть перенесен на на каждую грань духовной борьбы: «Ложь, которую ты мне скажешь; довод, который ты мне приведешь; точка зрения, которую ты изложишь; новости, которые ты мне сообщишь — всё это приобретет надо мной власть. Потому, что я настолько немощен, что ничего не проходит для меня без следа. Люди пользуются нами, когда вступают в разговоры, делятся своими трудностями, открывают свое сердце, вовлекают в свои грехи. И после этого они уходят, чтобы найти себе другого коня, а мы становимся готовой добычей для очередного господина. Таковы мы все, в особенности, когда мы совершенно уверены, что уж с нами-то этого не происходит». Чтобы стать поистине свободными, необходимо отречься от себя и продать себя единственному хозяину – Богу. Но так ли легко изменить свою жизнь?

«Сказал ещё авва Исаия: «Я похож на человека, которого враги, схватив и связав, бросили в ров с нечистотами, и, если он начинает вопиять к своему Господу, они осыпают его ударами, чтобы он замолчал»».

В этих словах нам показано какому мучению подвергается человек, если с начала своей духовной жизни не будут двигаться вперед энергично и с постоянством. Даже самые близкие родственники и друзья становятся врагами человеку, потому что не хотят, чтобы он говорил с Богом. Часто, испугавшись, человек замолкает, отчаивается, не верит, что есть надежда на исправление. А потому примиряется со своей жизнью, нерадением, соглашательством, усыплением – со всем, к чему он привык, лишь бы его не били еще больше. И действительно, когда мы хотим не просто исповедаться, но коренным образом измениться, то у нас возникает чувство, что это необычайно трудно, тяжело и опасно. При этом мы прекрасно знаем, куда ведет путь изнеженности и греха.

«Опять сказал авва Исаия: «Я похож на воробья, которого отрок привязал за лапку; когда он ослабит нить, воробей тотчас вспархивает, думая, что освобожден, но когда отрок потянет его за нить, то опять заставляет его спуститься, – в таком положении я вижу и себя».

Столь немощны наши попытки и желание приблизиться к Богу, мы столь легко забываем свои стремления, решения и мечты, что они оказываются слабее тонкой бечёвки, которой мальчик  привязывает воробья. И действительно, если мы внимательно рассмотрим своё желание духовно обновиться, покаяться, измениться, то увидим, что оно продолжается не дни или часы, а несколько минут. В тот самый момент, когда мы принимаем решение измениться, какая-нибудь страсть может низвести нас до адовых глубин.

Таким образом, приведя первый пример — блуждающего коня — авва Исаия показал нам, что мы рабы, Приведя второй, – что нам не удаётся возопить к Богу, потому что мы боимся поприща борьбы. И приведя третий – воробья, – что и сами наши попытки внутренне освободиться столь бессильны, что длятся не больше нескольких мгновений.

И в заключении авва Исаия произносит: «И вот что хочу сказать этим – помни хотя бы вот о чём: никто не должен предаваться беспечности до последнего издыхания». «Даже если, как ты думаешь, ты достиг самых высот праведности и святости, —  поясняет толкователь, — даже если при своих едва заметных усилиях ты увидишь, что можешь полететь, до самой своей смерти не будь беспечен».


  • Архивы

    • 2024 (4)
    • +2023 (28)
    • +2022 (10)
    • +2021 (14)
    • +2020 (28)
    • +2019 (63)
    • +2018 (1)
    • +2017 (88)
    • +2016 (28)
    • +2015 (63)
    • +2014 (80)
    • +2013 (81)
    • +2012 (81)
    • +2011 (8)
    • +2005 (1)
    • +2004 (2)