МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

«ЭВЕРГЕТИНОС» И «ФИЛОКАЛИЯ»: ЗАГАДКИ МОНАСТЫРСКИХ БИБЛИОТЕК.

Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря «Эвергетинос» и «Филокалия»: загадки монастырских библиотек.

Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.

Свт. Игнатий (Брянчанинов).[1]

 История аскетической литературы.

Истоки монашества  как явления  берут свое начало с ветхозаветных времён, но только эпоха монашеского возрождения IVвека расцвела обилием специальных сочинений по аскетике. Этот период навсегда вошёл в историю, как Золотой век святоотеческой письменности, наследие которого современное монашество черпает как живую воду из неиссякаемого источника. К аскетическим авторам этого периода относятся прп. Антоний Великий, Макарий Великий, Исихий Иерусалимский, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник и другие.

Аскетическая письменность очень скоро вышла за пределы отшельнических келий и стала пользоваться популярностью среди мирян, являясь пособием по нравственному богословию и бытовому благочестию. Авторы монашеской литература использовали чуть ли не все возможные литературные жанры: патерики, послания, письма, слова, беседы, главы и прочее. Большинство писателей-аскетов основывались на собственном духовно-подвижническом опыте и на местной аскетической школе, которую они восприняли от учителя-старца. Тем и ценны переданные на бумаге «крупицы духовной мудрости». Вся монашеская литература в целом призвана осмысливать, систематизировать, сохранять и передавать аскетическую традицию Церкви. Это понимали и составители сборников монашеской письменности «Эвергетинос» и «Филокалия», дошедших до наших дней. [2]

«Эвергетинос». История создания.

1049 год. Константинополь. Последние времена династии македонских самодержцев, уже появились признаки упадка могущественной Византии, одолеваемой врагами-иноверцами с востока и запада. Уже через 5 лет грянет Церковный раскол, который вскоре приведет к захвату столицы латинянами. На этом фоне невероятный подъём наблюдается в литературе, искусстве и жизни Церкви. Невиданный доселе расцвет монашества в Малой Азии и на горе Олимп. Афон, где засверкало созвездие монастырей, стал называться Святой Горой. Одновременно духовные центры создаются в Константинополе и окрестностях.  Там, неподалёку от Силиври, начал свою монашескую жизнь преподобный монах Павел, собиратель творений святых отцов. Выходец из богатой семьи, получивший блестящее образование, он за пять лет монашеской жизни, вплоть до кончины в 1054 году, основал монастырь в честь иконы Божией Матери Эвергетиды — Благодетельницы; составил Ей умилительную молитву, читаемую ежедневно на повечерии в наши дни; и написал сборник духовной мудрости отцов-подвижников, получивший в честь автора название «Эвергетинос» ( греч. благоделатель, благолюбивый).

В этом собрании сконцентрированы избранные выдержки из отечников, из жизни преподобных отцов и мучеников, истории из «Лавсаика» епископа Палладия, Антиоха Пандекта, Ефрема Сирина, Варсонофия, Григория Двоеслова, Диадоха Фотикийского, Исаии, Кассиана и других. Эти писания можно отнести преимущественно к аскетической письменности, получившей широкое распространение в IV-VIII вв.

Всё содержание труда разбито на двести тем и делится на четыре книги по пятьдесят тем в каждой. Этот рукописный труд бережно хранили монахи созданной монахом Павлом обители вплоть до её разорения турками к 1424 году. После этого след рукописи был утерян.

«Филокалия». История создания.

1765г. Греция. В то время, когда Косма Этолийский совершает свои знаменитые миссионерские путешествия, духовно и нравственно пробуждая угнетаемый иноверцами греческий народ, в Коринфе рукоположен во архиепископа Макарий (Нотарос), глубоко разделяющий стремление св. Космы к просвещению народа, а в Смирне в школе Евангелики прилежно изучает европейские языки и богословие горячий юноша Николай, будущий Никодим Святогорец. Уже через десять лет Господь устроит их первую встречу: архиепископа и будущего монаха. Духовные дарования, которые проявились в св. Никодиме очень рано вместе с ученостью и незаурядным филологическим даром, были как раз тем, в чем нуждался св. Макарий для подготовки к изданию святоотеческих произведений. Юноша открыл св. Макарию своё желание принять монашеский постриг и получил его поддержку и благословение. Оба они сокрушались о жалком положении греческого народа, угнетаемого турками, и решили в будущем вместе трудиться для просвещения своих соотечественников. Тогда и началась работа св. Макария над сборником «Филокалия».

Архиепископ Макарий с юношеских лет имел ревность к духовному подвигу, которая и влекла его к поиску и собиранию аскетических трактатов. Таковые фактически отсутствовали в то время в широком обращении и находились под угрозой уничтожения. Так об этом сообщает преп. Паисий Величковский:

«Действительно, к восемнадцатому веку образовался кризис как в богословской, так и в аскетической литературе. Например, богословские трактаты Отцов Церкви почти полностью вышли из широкого обращения и перестали переписываться. Древние рукописи с ними ветшали в монастырских книгохранилищах, а иногда и просто погибали. Подобная ситуация была и с аскетическими произведениями древности. Популярной была другого рода литература, которую составляли выдержки из трудов Отцов Церкви упрощенного нравственно-назидательного характера, моралистические проповеди и наставления, построенные зачастую по западным образцам». [3]

Рукописи вошедших в “Филокалию”аскетических произведений  св. Макарий искал и переписывал в период 1775–1776‑х гг. в библиотеках Патмоса, Хиоса и, главным образом, Афона. Название сборника было заимствовано св. Макарием у другого сборника, составленного в 300-х годах I века свт. Григорием Богословом. Этимологически «Филокалия»  означает «Любовь к Красоте», красоте духовной, Божественной.

В это же время в книгохранилищах Афонского монастыря Кутлумуш прп. Макарием был найден едва сохранившийся экземпляр рукописи монаха Павла «Эвергетинос». Оба бесценных сборника аскетической письменности  были переданы св. Никодиму Святогорцу для редактирования и исправления, и в 1782-83 годах были опубликованы в Венеции. «Филокалия», благодаря прп. Никодиму, получила прекрасное введение и краткие биографии авторов текстов. Изданные книги оказали глубокое влияние на духовную жизнь Греции и всего мира.

«Добротолюбие» в России и Филокализм.

Один экземпляр “Филокалии” был отослан св. Макарием преп. Паисию Величковскому, с которым он познакомился на Афоне. Книга была высоко оценена учителем аскезы прп. Паисием и переведена на славянский язык.

Проверенный и исправленный богословами Александро-Невской духовной академии текст, получивший русское название “Добротолюбие”, был отпечатан в Синодальной типографии в Москве в 1793‑м году.

Второе издание славянского “Добротолюбия” вышло в 1822‑м, а третье — в 1832‑м году стараниями святителя Филарета Московского. Перевод книги на разговорный русский язык осуществил святитель Феофан Затворник в 1877 году. Это был скорее пересказ оригинального текста с существенными сокращениями и добавлениями трудов других авторов.

«Добротолюбие» способствовало распространению исихастской традиции во многих монастырях России. Так известно, например, что преп. Серафим Саровский не только сам постоянно читал «Добротолюбие», но и своим посетителям рекомендовал изучать эту книгу. В наибольшей степени влияние «Добротолюбия» сказалось на развитии традиции оптинского старчества. [4] Этой традицией, как известно, была оплодотворена и значительная часть русской культуры. “В … век душевной раздвоенности и разорванности проповедь духовного собирания и цельности получила особую значительность. Издание словено-русского Добротолюбия было событием не только в истории русского монашества, но и в истории русской культуры вообще. Это был сдвиг и толчок…» [5].

 Совсем по-другому сложилась судьба «Добротолюбия» в Греции. Вскоре после выхода книги в свет в 1782‑м году, в Греции произошла освободительная революция (1821 г.), превратившая Церковь в государственное учреждение, ограничив ее живительное влияние на греческое общество. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Добротолюбие» было переиздано лишь более чем через сто лет — в 1893‑м году незначительным тиражом.

В широкое обращение книга была выпущена лишь в середине XX века, когда в духовном климате Греции наметились радикальные изменения. Откликом на этот перелом стало третье по счету издание «Добротолюбия», осуществленное в 1957–1963‑м годах. Возрождению филокализма в Греции во многом способствовало богословие русской диаспоры, покинувшей  Россию после революции.

Таким образом, спустя полтора столетия после своего выхода на греческом языке, «Добротолюбие» вернулось на свою Родину. Русская филокалистическая традиция оказала решающее влияние не только на Грецию, но и на другие страны, в том числе инославные. Она повлияла на развитие и европейской культуры. « Это потрясающее пробуждение вызвало значительные преобразования в широких кругах европейского богословия и вызвало то, что значительные римо-католические богословы обратились к изучению Греческих Отцов, Православного богослужения и искусства.  Влияние русских богословов диаспоры было очень плодотворным как в Греции, так и в Румынии и Сербии, открывая “богословскую весну” 60-ых. Таким образом, филокалическое возрождение после исторического путешествия длинной в сто семьдесят лет возвратилось в место своего происхождения, в отправную точку создателя филокалического движения Святого Макария Нотараса.» [6]

«Благолюбие» в России. Начало пути.

«Эвергетинос» — это великое благодеяние, поскольку [через него] можно познать весь святоотеческий дух. Эта книга помогает потому, что она описывает борьбу святых отцов со всеми страстями по порядку, душа познает то, как трудились отцы, и получает пользу».

Святой Паисий Святогорец.

Второе издание «Эвергетинос» вышло в Греции «по предложению и щедрому взносу богоносных отцов Святой Горы Афон» только спустя почти 100 лет после первого. Третья публикация увидела свет в 1900 году, а шестая в 1980 была снабжена параллельным переводом на новогреческий язык. На русский язык труд был переведен с древнегреческого и опубликован в России в 4-х томах только в 2011 году. [7] Несмотря на то, что фрагменты сборника на разных языках давно известны русскому читателю, полноценный вариант «Эвергетинос» нам еще предстоит оценить.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости каждой монастырской библиотеки иметь в своих фондах сборники духовной мудрости «Эвергетинос» — «Благолюбие»  и «Филокалию» — «Добротолюбие» для возможности монашествующим приобщаться к фундаментальной аскетической мудрости, поданной в доступной форме. На примере нашей обители, могу сказать, что «Добротолюбие» много лет пользуется спросом среди сестер, и в настоящее время чтение его благословлено во время трапезы.

 

Список литературы.

  1. Полное собрание творений и писем: в 8 т. / святитель Игнатий Брянчанинов / Общ. ред. О.И. Шафранова. – 2-е изд., испр. и доп.: Письма: в 3 т. — М.: Паломникъ, 2011; Творения: в 5 т. / Т. 1. — 2014 — 656 с. / Аскетические опыты. Часть 1. — 123-556 с. ISBN 978-5-88060-031-1
  2. Путь святых отцов. Патрология. /инок Всеволод (Филипьев)/ Общ. Ред.митр. Лавра Восточно-Американского и Нью-Йоркского. – Свято-Троицкий монастырь, Джорданвиль, США, 2006; ISBN 0-88465-070-7
  3. Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского, изд. Оптиной пустыни, Москва, 1847, 224.
  4. Сергей Говорун. Из истории Добротолюбия. http://www.pravoslavie.ru/archiv/dobrot_hist.htm
  5. Флоровский, Г., Пути русского богословия, Париж, 31983, 126.
  6. Яннарас, Х., Православие и Запад в новейшей Греции (на греч.языке), Афины, 19963, 194–195.
  7. Благолюбие/ Пер. с древнегреч. А.Ф.Козлова. Т 1-2. – Братство во имя Святой Троицы, 2011. – Изд. 2-е, исправленное. – 800с. ISBN 978-5-904878-01-6

 

 


  • Архивы

    • 2024 (5)
    • +2023 (28)
    • +2022 (10)
    • +2021 (14)
    • +2020 (28)
    • +2019 (63)
    • +2018 (1)
    • +2017 (88)
    • +2016 (28)
    • +2015 (63)
    • +2014 (80)
    • +2013 (81)
    • +2012 (81)
    • +2011 (8)
    • +2005 (1)
    • +2004 (2)