МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САРАНСКАЯ И МОРДОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МАКАРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ БЫТИЕ СОВРЕМЕННОГО МОНАХА.

Предлагаем вашему вниманию доклад иеродиакона Авеля (Костина), насельника Александро-Невского мужского монастыря «Внебогослужебное бытие современного монаха.»

Центром духовной жизни каждого христианина, тем более монаха, является Божественная Евхаристия, которая в свою очередь  освящает все живое и всякого живущего. И безусловно совершение Божественной Литургии в монастыре является тем краеугольным камнем, на котором строится вся жизнь братства или сестричества. Богослужение собирает насельников и призывает к единому молитвенному деланию, сплачивает вокруг чаши Христовой, внушая быть в единомыслии, любви и взаимной поддержке.

Однако земная жизнь в каком бы то не было месте требует и своих попечений. В монастыре также есть заботы о пропитании, одежде, содержании монастырских зданий и большая часть времени уходит именно на это. К тому же есть такие аспекты в современной монастырской жизни как социальное служение, окормление приходов и прочие виды служения ближним. Но поскольку в обителях жизнь иноческая, то есть иная, отличная от жизни в миру, то и все здесь делается с особым внутренним состоянием. Это состояние складывается из смысла и цели жизни монаха в целом и содержанием каждого монастырского дня в частности.

Как правило основные послушания у братии начинаются по отпусте Литургии, а на неотложных послушаниях братия пребывает постоянно, независимо от Богослужений. Однако это обстоятельство не освобождает братию от духовного делания и молитвы. Именно духовное делание и сопровождает каждого живущего в обители монаха и стремящегося быть таковым. В чем же заключается этот спасительный труд? Его составляющих много: собственно это памятование Бога и хождение пред очами Его, это и   Иисусова молитва – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий , помилуй мя грешного. Также это и Богомыслие – осмысление Евангельских историй и земной жизни Спасителя. Также сюда относиться чтение Отцов церкви и размышления над их писаниями. Все эти вещи питают ум и сердце благочестивыми стремлениями к спасению души.

Часто мы говорим друг другу: «Спаси Господи», а чего собственно мы этим желаем? В первую очередь мы этим желаем освобождения от греха, проклятия и смерти. Это освобождение происходит посредством борьбы с самим собой и в основе этой борьбы лежит лицезрение своих грехов и неложное в них покаяние. Ведь именно нераскаянность первых согрешивших в раю людей и послужило поводом для их проклятия, изгнания из рая и смерти.

Монах в каком-то смысле должен быть выше согрешивших прародителей и увидеть свой грех, признать его и раскаяться, что само по себе требует погружения во внутреннюю клеть своей души и открытии ее ока. Это и есть настоящая христианская сила и мужество- увидеть все то, что есть на самом деле, а не то, что хотелось бы видеть. Богослужение побуждает к этому и помогает, но оно заканчивается и насельники уходят на послушания, оставаясь наедине со своими мыслями и рассуждениями в непременно покаянном духе. Есть история о Псково- Печерском монастыре где искусный столяр схиигумен Мелхиседек увидел  во сне, в глубоком рву, все свои изделия- аналои подсвечники и прочую утварь и вместе с тем услышал голос Богородицы: «Я ждала от тебя покаяния, а что ты мне принес». В горьких слезах проснулся этот монах и поняв истинную цену своих трудов, полностью изменил отношение к своему послушанию. По сему на занятиях во внебогослужебное время правильно и разумно ответить себе на вопрос какова цель всех моих трудов и что от меня ждет Господь и Матерь Божия. Если ручеек Иисусовой молитвы будет постоянно пробиваться сквозь толщу наших ежедневных трудов, то и сами труды будут благословенны, полезны и чисты, без примеси тины тщеславия и смрада самолюбования.

Святитель Феофан категорично рассуждает на эту тему: «Монашество есть, с отречением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге. Монах тот, у кого так устроено внутренне, что только есть Бог да он исчезающий в Боге. Вышних ищите, горняя мудрствуйте. Живот ваш сокровен есть со Христом в Боге (КОЛ. 3:1- 3) Это и есть монашество».

Вместе с этими вещами должно заниматься и интеллектуальным развитием во внебогослужебное время. Одно дело семинарское образование, другое повышать свой общий интеллектуальный уровеньчтением  великих русских классиков несомненно расширяющих кругозор христианского мировоззрения. Современные люди достаточно образованны и посему монашествующий священнослужитель должен не только своими поступками являть Христову Истину, но и быть компетентным собеседником в общении с людьми любого уровня культуры и образования. В наше время миссионерская составляющая как никогда важна для любого священнослужителя, так как добрая христианская жизнь обогащенная широкими знаниями мощнейшая притягательная сила для всех ищущих истинной духовной жизни и спасения.

Зачастую монастырские насельники  несут послушания на приходах и занимаются какими то социальными проектами, культурными и образовательными программами -для всего этого нужна разумная коммуникабельность, доброе сердце и искренность (потому как фальшь в свое время становится  очевидной) и, опять же, знания. При этом подобного рода занятия, как и все другие виды послушаний монах совершает по благословению начальствующих. Послушливость вообще можно вполне назвать внешней стороной смирения и неся послушание без внутреннего ропота и недовольства или борющийся с этими движениями души человек  достоин называться истинным послушником. Через усвоение послушания приобретаются и другие добродетели. Об этом пишет преподобный Макарий Великий: «Все добродетели связаны между собой и, подобно звеньям духовной цепи, зависят одна от другой: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты».

Поскольку в деле послушания участвует весь человек: его ум, воля, чувство и тело, ревностное исполнение  братией возложенных внебогослужебных послушаний является важной составляющей монашеской жизни. Преподобный Макарий Оптинский называл послушание тем, что «направляет нас на путь совершенства».

Расставить правильные акценты, отделить главное от второстепенного в своей повседневной жизни, есть важнейшее условие развития монаха, чистоты и мира его помыслов, на каком бы послушании он не находился. Видеть невидимое око Вседержителя в любом месте и в любой час, сверять свою совесть с гласом Божиим это значит не погрузиться в тьму отчаяния и не пасть на дно  уныния.

Завершить хотел бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые являются призывом для нашего монашеского делания во благо Святой Церкви Христовой: «Сам факт сегодняшнего нашего с вами существования в этом бурлящем житейском море есть явление благодати Божие и милости. За каждый день прожитый в монашеской общине мы должны благодарить Господа. Но одновременно мы должны задумываться о том, кто мы сегодня, каково наше значение, куда мы идем, какие задачи перед нами стоят, и, что самое главное, мы должны задумываться о том, что является фундаментальным, основным в монашеской жизни».


  • Архивы

    • 2024 (5)
    • +2023 (28)
    • +2022 (10)
    • +2021 (14)
    • +2020 (28)
    • +2019 (63)
    • +2018 (1)
    • +2017 (88)
    • +2016 (28)
    • +2015 (63)
    • +2014 (80)
    • +2013 (81)
    • +2012 (81)
    • +2011 (8)
    • +2005 (1)
    • +2004 (2)